Главная >> Информация >> Библиотека >> Просмотр статьи

Рейтинг "Эксперт-400". 2005г. Химия и нефтехимия.

Версия для печати

Дмитрий Кабалинский, заместитель генерального директора по научной работе, Рейтинговое агентство Эксперт РА

         Рост тарифов на энергоресурсы и расширение активности иностранных компаний в России - вот что угрожает отечественным химическим предприятиям

         Минувший год закончился для крупнейших химических компаний более чем удачно - доходы здесь росли быстрее, чем в нефтегазовой промышленности. Объем реализованной продукции 23 компаний отрасли, вошедших в этом году в "Эксперт-400", увеличился на 37,6%. Своим успехам химики обязаны прежде всего ценовому фактору - столь же благоприятная внешняя среда для развития отрасли прежде была разве что только после кризиса 1998 года.

         Цены на нефтехимические продукты росли вслед за быстро дорожающими углеводородами. Конъюнктура мирового рынка удобрений - главного экспортного продукта химического комплекса России - улучшилась даже по сравнению с вполне благополучным 2003 годом. Да и внутреннее потребление химикатов сейчас на подъеме. Казалось бы, сложившиеся условия неминуемо должны привести к оживлению в отрасли. На первый взгляд все так и происходит. После непродолжительной стагнации 2002 года химическая промышленность стала набирать обороты. В прошлом году объем производства химической продукции вырос на 7,4%. Более высокие показатели наблюдались в последний раз пять лет назад.

         Однако поддерживать столь высокие темпы роста и дальше отрасль не сможет физически. И дело не только в пресловутом исчерпании потенциала для роста (хотя мощности по выпуску ключевых товаров химического комплекса сейчас используются практически полностью). Не меньшую угрозу представляет рост тарифов на энергоресурсы, ведь именно низкие тарифы до последнего времени оставались основным козырем отечественной нефтехимии на мировых рынках.

         Главной проблемой всех крупнотоннажных химических производств в России является повышение регулируемых цен на природный газ. Только за 2004 год газовые тарифы возросли почти вдвое. В наибольшей степени от этого страдают производители азотных удобрений, где на долю газа приходится около 60% затрат. Скорое присоединение России к ВТО лишь обострит эту проблему.

         К тому же рост тарифов в России происходит на фоне активного развития промышленности удобрений в странах Персидского залива и Северной Африке, где уже сейчас цены на природный газ ниже среднероссийских. В результате отечественные производители будут вынуждены либо снижать цены, что отразится на их инвестиционном развитии, либо не смогут наращивать объемы производства и потеряют позиции на мировом рынке.

         Внутренний же рынок удобрений еще долго не сможет стать равноценной альтернативой экспорту. Доля российских потребителей в общем объеме производства минеральных удобрений на протяжении последних пяти лет не превышает 20-25%. В отдельных видах удобрений (прежде всего фосфорных) на экспорт отправляется 95% произведенной продукции. Российские сельхозпредприятия зачастую не в состоянии оплачивать поставки удобрений, несмотря на то что производители удобрений стараются поддерживать поставки на внутренний рынок, тратя на товарные кредиты селу сотни миллионов рублей. Но объем закупок удобрений российскими потребителями за последние три года изменился незначительно.

         Серьезной активизации спроса со стороны отечественных аграриев, судя по всему, можно ждать после консолидации АПК вокруг серьезных промышленных и торговых структур. Движение в этом направлении заметно. В сельском хозяйстве уже оперируют такие компании, как "Русагро", "Стойленская Нива", "Разгуляй-Укррос". Однако масштабное проникновение промышленного капитала в отрасль - процесс длительный. Даже при благоприятном стечении обстоятельств кардинальных изменений можно ждать лишь через пять-семь лет.

         Впрочем, быстрое развитие внутреннего рынка не всегда гарантирует российским химическим корпорациям блестящие перспективы. Дело в том, что большая часть той потребительской продукции, которую выпускают отечественные химические предприятия, может конкурировать с импортом только за счет цены. Между тем с ростом доходов населения этот фактор отходит на второй план и уступает место качеству. К тому же иностранные производители уже успели обзавестись собственными заводами в России. В результате разница в цене между продукцией российских производителей и товарами под известнейшими брендами иностранных компаний становится все меньшей. В этой ситуации шансов конкурировать с ведущими мировыми концернами у отечественных предприятий практически нет.

         Наиболее яркий пример - промышленность бытовой химии. В этом выпуске "Эксперт-400" данный сегмент представлен двумя компаниями, и обе российскими никак не назовешь. И "Проктер энд Гэмбл", и "Хенкель" уже давно развернули свое производство в России, вытеснив российские заводы на периферию рынка. Предприятия, контролируемые этими корпорациями, в 2004 году произвели 63,7% российского выпуска синтетических моющих средств. Национальные компании вынуждены довольствоваться работой в нижнем ценовом сегменте рынка, где на значительный уровень рентабельности рассчитывать не приходится.

         Похожий сценарий сейчас реализуется и в шинной промышленности. Первый звонок для отечественных шинных компаний прозвенел в 2003 году. Тогда французская Michelin открыла в Подмосковье свой первый завод. Минувшим летом предприятие во Всеволжске построила и финская Nokian. Амбиции крупнейших мировых шинных корпораций весьма серьезны. Та же Nokian через три года планирует выпускать в России около 4 млн легковых шин, а через десять лет довести мощность завода до 8 млн покрышек в год (производительность крупнейшего отечественного шинного завода - "Нижнекамскшина" - составляет около 12 млн шин в год).

         Столь агрессивный дебют западных шинных корпораций на российском рынке заставляет отечественных производителей пересматривать стратегию развития бизнеса. Собственник крупнейшего шинного холдинга "Сибур-Русские шины" - "Газпром" - сейчас заявляет о своем намерении в будущем отдать контроль над этой корпорацией прямому инвестору, сохранив за собой лишь блокирующий пакет акций. Таким инвестором, скорее всего, станет один из транснациональных игроков шинного рынка. О необходимости сотрудничества с иностранным производителем шин давно говорит владеющая "Нижнекамскшиной" компания "Татнефть-Нефтехим". А холдинг "Амтел" в поисках маркетингового и технологического прорыва решился на беспрецедентный для российских шинных заводов шаг. В 2005 году он приобрел голландскую шинную корпорацию Vredestein Banden. Однако быстро раскрутить неизвестный для большинства россиян шинный бренд вряд ли получится.

Крупнейшие компании химической и нефтехимической промышленности

Место в рейтинге
"Эксперт-400"
Компания Объем реализации в 2004 г.
(млн руб.)
Объем реализации в 2003г.
(млн руб.)
Темп прироста
(%)
Объем реализации в 2004г.
(млн долл.)
1 46 МХК "Еврохим" 34612,921909,158,01201,0
2 50 "Нижнекамскнефтехим" 33882,224960,335,71175,6
3 51 "Салаватнефтеоргсинтез" 33692,718544,381,71169,1
4 57 "ФосАгро" 29413,223575,824,81020,6
5 94 "Акрон" 17708,314322,623,6614,4
6 120 Группа компаний "Амтел-Фредештайн" 13850,011281,022,8480,6
7 136 "Нижнекамскшина" 12385,810260,620,7429,8
8 149 "Казаньоргсинтез" 11905,78934,6 33,3413,1
9 150 "Тольяттиазот" 11904,07938,9 49,9413,0
10 156 "Уралкалий" 11685,18356,9 39,8405,5
11 181 "Сильвинит" 10332,68299,3 24,5358,5
12 187 ГК "Титан" 10130,66506,4 55,7351,5
13 188 "Куйбышевазот" 10116,56590,8 53,5351,0
14 231 "Проктер энд Гэмбл - Новомосковск" 7970,7 5801,3 37,4276,6
15 253 "Сода" 6884,9 5243,7 31,3238,9
16 254 "Каустик" 6768,3 5694,6 18,9234,8
17 263 "Минудобрения" (г. Россошь) 6574,7 5027,1 30,8228,1
18 268 Кирово-Чепецкий химический комбинат 6457,3 5620,7 14,9224,1
19 290 "Уфаоргсинтез " 5995,7 4873,4 23,0208,0
20 294 "Балаковорезинотехника" 5910,6 5239,5 12,8205,1
21 313 "Саянскхимпласт" 5551,5 4722,5 17,6192,6
22 334 "Хенкель-Эра" 5144,2 3019,8 70,3178,5
23 349 "Щекиноазот" 4923,9 4052,7 21,5170,9

По материалам рейтингового агентства Эксперт РА

 
 



Наши доски объявлений Продажа химии и нефтехимии,    Покупка химии и нефтехимии,     Услуги,     Транспорт,     Оборудование

Copyright © 2003-2018, HimTrade.ru – проект маркетинговой группы "Текарт".
Карта сайта... PDA-версия...
При любом использовании материалов HimTrade.RU ссылка обязательна.
Политика конфиденциальности
Реклама на HimTrade.RU
Рейтинг@Mail.ru Ваши замечания и предложения направляйте на info@himtrade.ru