Жанна Вадимовна Мартынова, генеральный директор компании «ВладВнешСервис», почетный член Гильдии маркетологов, эксперт по «точкам роста» во внешней торговле, статья опубликована в журнале «Генеральный директор», 20.09.2010
Во II квартале 2010 года импорт ряда пластмассовых изделий продемонстрировал рекордный рост по сравнению с тем же периодом 2009-го
Импорт
Объем импорта большинства изделий из пластмасс во II квартале любого года всегда больше, чем в предыдущем. Однако результаты 2010 года впечатляют. В некоторых товарных подгруппах рост составил более 100%. Еще интереснее сравнить показатели роста за соответствующие периоды нынешнего и прошлого годов. Импорт поливинилхлоридов во II квартале 2010 года увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2009-го на 270,9% – это рекордное значение.
Теперь проанализируем спрос на конкретные товары. Исключительный рост демонстрируют сополимеры пропилена, применяемые в производстве упаковочной пленки, прокладок для укупоривания бутылок, деталей интерьеров автомобилей и ряда других товаров. Надо сказать, что увеличение импорта отмечалось и в первом полугодии 2009 года, однако нынешние темпы – рекордные (см. рис. 1). Особенно вырос ввоз сырья для сантехнических труб (канализационных, дренажных и др.). Они импортируются главным образом из трех стран – Бельгии, Германии и Финляндии.
Еще один активно ввозимый товар – сополимер этилена с винилацетатом. Его импорт растет уже 10 месяцев. Этот материал используется в производстве клея, мебели, табачных изделий, кабеля. Также в последнем квартале значительно вырос ввоз данного сополимера в качестве сырья для изготовления пластиковой обуви (от пляжных тапочек до сапог). Кроме того, в больших количествах из-за рубежа доставляется сополимер винилацетата – его ввоз в первом полугодии 2010 года увеличился на 60%, а рост импорта отмечается рекордные 15 месяцев. Этот сополимер применяется главным образом в строительстве – как сырье для приготовления сухих строительных смесей. Можно сделать вывод, что в нашей стране набирает обороты строительство, а в еще большей степени – ремонт зданий.
Также увеличение импортных поставок отмечается в следующих товарных категориях: поливинилхлоридные пленки для отделки профилей оконных и дверных блоков, термоусадочная пищевая пленка, бутылочки для кормления новорожденных, наполнители для детских подгузников, кухонная посуда, самоклеящиеся пленки для производства бытовой техники и тонировки стекол в автомобилестроении и др.
В результате картина складывается не самая утешительная: получается, что мы продаем за рубеж природное сырье, а затем в больших количествах покупаем продукты его переработки. Когда наконец начнем перерабатывать у себя? Вопрос остается открытым.
Экспорт
Ряд отечественных производителей успешно формирует спрос на свою продукцию за рубежом. Однако их экспорт направлен главным образом к соседям – в страны СНГ. Например, устойчиво растут продажи в Казахстан и на Украину водосливной пластмассовой арматуры (для моек, стиральных машин, ванн и раковин). За шесть месяцев 2010 года они выросли на 35,5% по сравнению с 2009-м. Особенно активно с зарубежными покупателями работает подмосковная компания «Анипласт». Рост экспорта объясняется в том числе тем, что в Казахстане реализуется республиканская программа «Чистая вода» и для устройства и ремонта водозаборных скважин там требуется большое количество сантехнической арматуры.
Резко – на 126% – вырос экспорт жесткой пластмассовой тары (см. рис. 2). В первую очередь речь идет об упаковке для холодных пищевых продуктов (кондитерских изделий, тортов, салатов, порционных блюд), в том числе контейнерах со съемными и откидными крышками. Основной импортер этих товаров – Казахстан. Здесь не так давно заработал закон «О безопасности пищевой продукции» (№301-З), где четко закреплены требования к ее хранению. Выпуск упаковочных материалов для пищевых продуктов – дело затратное (в их производстве не применяется вторсырье), поэтому предложить дешевый, но качественный товар может только крупный производитель. Таким производителем оказалась компания «Комус-упаковка» (подразделение холдинга «Комус»), которая поставляет продукцию через своего казахстанского партнера – фирму Global Pack KZ.
ИАК ВладВнешСервис - компания, специализирующаяся на сборе, обработке и анализе данных, используемых для стратегического планирования бизнеса в сфере экспорта и импорта, производства и сбыта. Компания имеет 12-летний опыт подготовки информационно-аналитических и маркетинговых продуктов: справок, обзоров, исследований, мониторингов, статистических бюллетеней, а также является автором уникального рейтинга товаров растущего экспортного и импортного спроса. Услугами компании пользуются более 200 предприятий России и мира. www.vvs-info.ru