Главная >> Информация >> Библиотека >> Просмотр статьи

Что такое «Вещество» и что с ним делать? (О европейском регламенте REACH)

Версия для печати

Кукушкин И.Г. Исп. директор РСХ, представитель России в комитете RCLG, Международного Совета химических ассоциаций

         Европейский регламент REACH.

         На второй день начала официальной деятельности по регистрации, пре-регистрации и нотификации в Европейском химическом агентстве прошел брифинг-ланч руководителей европейских комиссий, агентств, представителей европейских стран, некоторых представителей третьих государств, общественности, прессы, на котором прошла презентация ЕХА, был отмечен громадный объем работы выполненный на подготовительном этапе и представлена интернет система REACH Logo. Руководители агентства представили впечатляющие результаты первого дня работы - подано 600 заявок, проведена пре-регистрация 155 веществ, полная регистрация 2 веществ. Пресс-служба ЕХА регулярно, как с поля битвы, передает сводки: какое количество на данный день зарегистрировано, пре-регистрировано; когда система зависла- «не надо пугаться ее скоро сделают».
         REACH заработал, ни один заявленный срок за 5 лет подготовки данного регламента, не был нарушен чиновниками ЕС, а это уже очень, очень серьезно.
         Я думаю, для многих людей во всем мире такие опережающие здравый смысл темпы запуска сложнейшего законодательного акта за всю историю ЕС явились большим откровением. Куда так торопится Европа, и кому так сильно это все нужно? Вопросы, вопросы, вопросы.
         Самое для нас, российских производителей, важное: REACH принят в Европе; к нему не надо присоединяться; нигде и ни кто не сертифицирует по REACH. Если Вас связывают торговые отношения с европейскими компаниями, и вы экспортируете на территорию ЕС свою продукцию, то Вы должны понять - правила приняты и им необходимо подчиняться.

         Регламент Европейского Союза №1907/2006 REACH направлен на регулирование производства, использования и размещения на рынке ЕС химических веществ, в том числе в смесях и в изделиях.
         Новый Регламент (ЕС) 1907/2006 Европейского парламента и Совета Европейского Союза по Регистрации, Оценке, Разрешению и Ограничению Химических веществ (REACH) вступил в силу с 1 июня 2007 года. Единая система регулирования производства, размещения на рынке и использования химических веществ (вещества сами по себе, в смесях или в изделиях) внутри Европейского Союза, введенная данным законом, непосредственно затрагивает европейских производителей, импортеров, дистрибьюторов и потребителей продукции, получаемой при переработке природного сырья. При этом, безусловно, существенное влияние будет оказано и на компании стран вне Евросоюза, осуществляющих экспортные поставки своей продукции на европейский рынок.
         Регламент возлагает всю ответственность за предоставленную информацию о рисках на поставщика продукции. И возможные санкции, накладываемые странами-членами за неисполнение регламента, будут ложиться не только экономическими потерями, но и уроном репутации, характеризуя продукцию, как товар с большой долей риска для окружающей среды.
         Определенные обязательства на всех производителей, импортеров и последующих потребителей продукции внутри Европейского Союза, а также на "специальных представителей", учреждаемых в Европейском Союзе производителями третьих стран, экспортирующими свою продукцию на европейский рынок, накладывают следующие основные положения регламента REACH:
  •          Регистрация (пре-регистрация) (начало действия с 1 июня 2008 года),
  •          Передача информации по цепи поставки (начало действия с 1 июня 2007 года),
  •          Обмен информацией (начало действия с 1 июня 2008 года),
  •          Оценка (начало действия с 1 июня 2008 года),
  •          Разрешение (начало действия с 1 июня 2008 года),
  •          Ограничения (сейчас поддерживаются ограничения, действующие в ЕС до принятия REACH, введение новых с 1 июня 2009 года),
  •          Инвентаризация классификации и маркировки (c 1 декабря 2010 г) и т.д.

             Разработчики регламента REACH при его создании основывались как минимум на четырех факторах.
             Во-первых, это исследование химических веществ, оценка опасностей и влияние их на окружающую среду и человека и идентификация данных веществ непосредственно с потребителем.
             Во-вторых, организация государственной, самоокупаемой организации с функциями по созданию и ведению государственных баз данных по веществам, производителям, поставщикам, потребителям.
             В-третьих, построение коммуникаций между игроками рынка, организация форумов, консорциумов, и это при том, что в Европе действует очень жесткое антимонопольное законодательство и за торговые сговоры можно очень серьезно поплатиться.
             И, в-четвертых, это, несомненно, конкурентоспособность европейской промышленности.
             Данный процесс рассчитан на долговременный период, несомненно, европейские стратеги сумели опередить американцев, как своих основных конкурентов и подготовить китайских производителей, как своих основных партнеров по объемам экспорта и импорта.
             Из чего делается следующий вывод. Исследования химических веществ, прописанные в REACH, основываются на различных международных актах, в основе которых лежат рекомендации Организации Экономического Сотрудничества и Развития. Большинство развитых стран либо подчиняются этим рекомендациям, либо выработали на основе их свои правила оборота химических веществ (например: в ЕС REACH). Процессы управлением веществами прописаны в международной программе устойчивого развития Stewardship Product («Управление Продуктом»). Данная программа является добровольной инициативой, но в то же время широко используется глобальными компаниями в построении своих коммуникаций.
             В нашей стране, по крайней мере, в среде промышленников данные международные документы и инициативы широко не известны, поэтому в данной статье мы дадим определение химического вещества, рассмотрим связанные с ним процессы идентификации веществ и их управлением на примере регламента REACH и сделаем характеристику программы устойчивого развития Stewardship Product («Управление Продуктом»).

             Регламент использует три основных понятия: вещество, смесь, изделие.
             Вещество(substance) - это  химические элементы и их соединения, находящиеся в естественном состоянии или полученные в результате любого производственного процесса, включая любую добавку, необходимую для обеспечения стабильности, и любые примеси, обусловленные процессом получения, но исключая любой растворитель, который можно отделить без нарушения стабильности вещества или изменения его состава.
             Вещества природного происхождения: природные вещества как таковые, необработанные или обработанные только ручным, механическим или гравитационным способом, растворением в воде, флотацией, экстракцией водой, паровой дистилляцией или нагреванием исключительно для удаления воды, или те, которые экстрагированы из воздуха посредством любого способа.
             Химически немодифицированное вещество: вещество, чья химическая структура осталась неизменной, даже если оно подвергалось химической обработке или очистке, или физической минералогической трансформации, например, с целью удаления примесей.
             Смесь (preparation) - любая смесь или раствор, состоящий из двух или более веществ.
             Изделие (article) - объект, которому во время производства придают специальную форму, поверхность или дизайн, определяющие его функцию в гораздо большей степени, чем химический состав.

             Контроль продукции и защита потребителей (Product Stewardship and Consumer Protection).

             Управление продуктом - программа, основанная на ответственном управлении химической продукцией на протяжении всего ее жизненного цикла в области здоровья, безопасности и охраны окружающей среды. Другими словами, это программа «Ответственная Забота», разрабатываемая в России Российским Союзом химиков, нацеленная на продукт.
             Цель программы предупредить вредоносное воздействие на окружающую среду и здоровье человека с помощью следующих факторов:
  •          уменьшение фактического и потенциального риска, связанного с производством, упаковкой, распределением, транспортировкой, использованием и утилизацией продукции;
  •          улучшение дизайна продукта, определение правил техники эксплуатации, консультации, обучение, коммуникации и поддержка потребителей.
             Программа «Управление продуктом» охватывает все стадии жизненного цикла продукции – начальная стадия, (научные) исследования и (опытно- конструкторские) разработки, поставка сырья, производство, хранение, распределение, применение, использование по назначению, переработка отходов и утилизация. Управляющий персонал, рабочие, подрядчики, потребители и все, кто вовлечен в цепь поставок задействуются для обеспечения безопасности и охраны окружающей среды.
             Не смотря на то, что компании технически ответственны только за тот промежуток цепи поставок, который находится в сфере их компетенции, они должны отслеживать все стадии жизненного цикла продукции от начала и до конца.
             В поисках путей управления рисками, связанными с химикатами, крупнейшие компании, ассоциации придают особое значение оказания поддержки предприятиям, особенно малому и среднему бизнесу.
             Программой уделяется большое внимание обеспечению экологичности продукции, разработке политики, направленной на конструирование, разработку и создание продукции из экологичных материалов посредством производственных процессов, основанных на минимизации экологического вреда. Разделение ответственности за утилизацию продукции.

             Химическое вещество и процессы его контроля и управления в регламенте REACH находят свое отражение в процедуре определяемой как идентификация химического вещества и определение процедур рассматриваемой продукции в рамках представления REACH: вещество, смесь или изделие.
             Согласно Приложению VI раздел 2, требуется представить следующую информацию о поставляемых веществах для идентификации веществ:
  •          Название или другие идентификаторы вещества:
  •          название в соответствии с номенклатурой IUPAC или другие международные химические названия;
  •          другие названия (тривиальное, торговое, аббревиатура);
  •          номера EINECS и ELINCS (если есть),
  •          название и номер CAS (если есть);
  •          другие идентификационные коды (если есть).
  •          Информация по молекулярной и структурной формулам вещества:
  •          молекулярная и структурная формула (включая структуру Smiles, если есть),
  •          информация по оптической активности и типичному соотношению стереоизомеров (если применимо)
  •          молекулярный вес или разброс молекулярного веса.
             Наиболее полную информацию для заполнения соответствующей формы документа, подаваемого в ЕХА можно получить, ответив на следующие разделы и вопросы:
             Тип продукции и идентификация веществ
             1. Название продукции на английском языке, под которым она поставляется в ЕС, список химических веществ, входящих в состав данной продукции, и, если возможно, названия IUPAC, названия и номера CAS этих веществ, а также другие имеющиеся названия и идентификационные номера;
             2. Необходимо определить и классифицировать продукцию по веществу, смеси или изделию в соответствии с определениями регламента REACH;
             3. Определить степень чистоты веществ, входящих в продукцию, и природа примесей;
             4. Определить, можно ли данную продукцию разделить на основные или известные составляющие и примеси или на компоненты, сознательно добавляемые в процессе производства;
             5. Для продукции, относящейся к полимерам необходимо указать:
  •          химические формулы или химические названия полимерных молекул, входящих в состав полимерного вещества, а также их весовое содержание;
  •          химическое название и весовое содержание мономерных веществ и других реактантов (в связанном виде), из которых данный полимер состоит;
  •          химическое название и назначение стабилизирующих добавок и любых химически несвязанных компонентов полимера, добавляемых для улучшения его качества или придания требуемых свойств (кроме стабилизаторов).
             6. Для веществ, производимых из природного сырья (нефти, газа, угля и т.д.) необходимо представление краткого описания, включающего:
  •          название исходного сырья (на русском и английском языках);
  •          способ переработки исходного сырья (на русском и английском языках);
  •          разброс температур кипения данной фракции (если применимо);
  •          основные физико-химические характеристики продукции;
  •          характеристику химического состава продукции и степени ее чистоты, в том числе:
                a.классы углеводородов, входящих в состав (если применимо);
                b.диапазон длины углеродной цепи (если применимо);
                c.описание природы примесей (например, исходные вещества, побочные продукты, изомеры и т.д.) или других компонентов (например, стабилизирующих добавок, высокооктановых компонентов или растворителя), чье присутствие обусловлено процессом производства или очистки;
                d.информацию о наличии особо опасных веществ, присутствующих в продукции (канцерогены, мутагены и вещества, токсичные для репродуктивной системы (1 и 2 категории); стойкие, способные к накоплению в биологических объектах и токсичные вещества; вещества, характеризующиеся особенной стойкостью и способностью к бионакоплению; вещества, которые по уровню опасности соответствуют таковому вышеуказанных соединений).
             7. Для эксперта, проводящего исследования будет полезно иметь ГОСТы и ТУ на данную продукцию, а также паспорта безопасности или данные по безопасному использованию, предоставляемые покупателю в ЕС, включая информацию о классификации и маркировки продукции.
             Технологическая схема производства
             8. Каковы процессы и условия производства и очистки данной продукции (описание технологической схемы в общем виде) на предприятии?
             9. Какова дальнейшая обработка поставляемой продукции или изменения ее физического и химического состояния в процессе ее использования в ЕС?
             10. Если вещества производятся из природного сырья, то представить его основные характеристики и указать те процессы переработки данного сырья, которые приводят к изменению его химической состава (описание в общем виде).
             Использование
             11. В каких отраслях промышленности используется поставляемая продукция:
             12. Указать в общем виде использование данной продукции в ЕС (например, как промежуточный продукт для синтеза в промышленных условиях других веществ, как моторное топливо или как топливо в замкнутых системах, или как конечный продукт для профессионального использования и т.д.);
             13. Используется ли поставляемая продукция в медицинских или ветеринарных продуктах, как активное вещество в пестицидах или биоцидных препаратах, в кормах для питания животных или как пищевая добавка?
             14. Каковы условия промышленного использования (например, в замкнутых системах, где воздействие на человека или окружающую среду исключено)?
             15. Каким образом происходит утилизация отходов после использования данной продукции?
             Опасные вещества
             16. Классификация и маркировка опасных свойств веществ, входящих в состав продукции, и есть ли информация о согласованной на уровне ЕС классификации и маркировки для этих веществ;
             17. Информация о наличии особо опасных веществ в продукции (канцерогены, мутагены и вещества, токсичные для репродуктивной системы (1 и 2 категории); стойкие, способные к накоплению в биологических объектах и токсичные вещества; вещества, характеризующиеся особенной стойкостью и способностью к бионакоплению; вещества, которые по уровню опасности соответствуют таковому вышеуказанных соединений) и каково их происхождение;
             18. Весовое содержание особо опасных веществ, перешедших из исходного сырья или образовавшихся в готовой продукции.
             Определение предельного срока регистрации
             19. Определение объема поставки в ЕС данной продукции по году, для определения тоннажного диапазона поставки каждого типа продукции и веществ, входящих в состав продукции (1-10 т; 10-100 т; 100-1000 т; >1000 т).

             Полученная информация поможет правильно оформить соответствующие досье, подаваемые на пре-регистрацию, регистрацию и нотификацию соответствующих документов.

             Данные исследования и процессы, отраженные в регламенте REACH, в большинстве своем являются новыми, не имеющими практики ни в Европе, ни в России, ни в мире и имеют большие риски как при их идентификации, так и при выстраивании различных коммуникаций.

             Основные риски в будущем мы видим именно в выстраивании коммуникаций по цепи поставки, работе в Форумах, организации консорциумов, взаимодействие с спецпредставителями.

             Создание механизмов взаимодействия российских производителей по вопросам юридической и правовой защиты, технического, лабораторного и консультационного сопровождения, выстраивание взаимоотношений с Европейским Химическим Агентством (ECHA), Европейским Советом химической промышленности (CEFIC), официальная экспертная организация ЕС и оператор по организации Форумов (SIEF) по обмену информации, европейскими национальными системами помощи (HELP DESK) консультационными органами стран, через которые осуществляется работа спецпредставителей по регистрации веществ и различные процедурные вопросы - нынешняя работа Российского Союза химиков.

  •  
     



    Наши доски объявлений Продажа химии и нефтехимии,    Покупка химии и нефтехимии,     Услуги,     Транспорт,     Оборудование

    Copyright © 2003-2024, HimTrade.ru – проект группы "Текарт".
    Карта сайта... PDA-версия...
    При любом использовании материалов HimTrade.RU ссылка обязательна.
    Политика конфиденциальности
    Реклама на HimTrade.RU
    Рейтинг@Mail.ru Ваши замечания и предложения направляйте на info@himtrade.ru